Свидетельство о смерти человека является одним из основных документов, необходимых для оформления его родственниками пенсий, пособий и проведения любых операций с наследством. В случае его потери в приеме соответствующих заявлений будет отказано. Чтобы получить положенное имущество, близким усопшего потребуется восстановить свидетельство о смерти. О том, как это сделать, мы расскажем далее.
В каких случаях можно восстановить свидетельство о смерти человека?
Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», документ может быть восстановлен, если:
- Он был утерян.
- Основной текст документа не читается.
- Печать, удостоверяющая подпись, серия и номер свидетельства о смерти трудно различимы.
- Документ был сильно поврежден.
- В текст документа были внесены исправления.
Кто может получить дубликат свидетельства о смерти?
В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», документ может быть выдан близким родственникам умершего и другим заинтересованным лицам, если их права каким-либо образом затрагиваются.
Важно учесть, что все правомочия в данном случае должны быть обоснованы документально. Так, к примеру, в случае потери свидетельства о смерти одного или обоих родителей заявителю потребуется предоставить свидетельство о рождении. Факт супружества подтверждает свидетельство о заключении брака. Чтобы засвидетельствовать дальние родственные узы, также потребуется свидетельство о рождении, смене фамилии и т.д.
Сколько стоит восстановление свидетельства о смерти?
Согласно ст. 333.26 Налогового кодекса РФ, за замену этого документа взимается госпошлина в размере 350 рублей. Однако если речь идет о восстановлении актовой записи по решению суда, свидетельство о смерти выдается бесплатно.
Где и как восстановить документ?
Для получения дубликата свидетельства о смерти человека необходимо предоставить:
- заявление (пример заявления);
- паспорт заявителя;
- документ, подтверждающий родство или заинтересованность в получении наследства (например, завещание);
- квитанцию об оплате госпошлины.
Подготовленный пакет документов можно подать:
- В районное отделение ЗАГСа. Документы могут быть поданы лично заявителем или его представителем при наличии заверенной нотариусом доверенности. На рассмотрение заявления отводится один час, после чего выдается дубликат свидетельства о смерти.
- Через МФЦ. Заявление может быть подано в любом отделении МФЦ на территории России. Срок его рассмотрения и выдачи запрашиваемого свидетельства зависит от расстояния между местом подачи заявления и местом регистрации смерти. Как правило, этот период не превышает 30 дней. Дубликат свидетельства о смерти выдается по месту подачи заявления.
- Через портал Госуслуги. Этим способом получения свидетельства о смерти могут воспользоваться граждане, имеющие личный кабинет на портале. Заявление и другие документы в данном случае подаются в электронном виде. Дубликат свидетельства о смерти будет выдан в отделении ЗАГСа, удобном заявителю. При его получении потребуется предоставить оригиналы отправленных ранее документов.
- По почте. Заявление отправляется заказным письмом с уведомлением. На его рассмотрение отводится срок от 30 дней и более. Выдача дубликата свидетельства о смерти человека осуществляется в районном отделение ЗАГСа по месту регистрации заявителя.
Подведем итог. Процедура восстановления свидетельства о смерти четко регламентирована. Повторная выдача документа осуществляется после подачи заявления и необходимых правоустанавливающих документов в одно из указанных выше учреждений.